Четверг, 26.12.2024, 03:48
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

открытый урок

elenaslyaya@mail.ruТема: Способы сжатия текста (упрощение) Цель занятия: Познакомить учащихся с приемом сжатия текста (компрессии) текста и научить использовать приём при работе с текстом. Задачи: 1. Повторить приемы сжатия текста. 2. Научиться применять приемы сжатия текста на практике. 3. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу. Планируемые образовательные результаты: Предметные: Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы. Метапредметные: -формирование ценностного отношения к русскому слову; -воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания. Личностные: -формирование нравственных ценностей; -умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Форма работы: урок-практикум с использованием презентации. Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос. Урок развития речи Оборудование: • компьютер; • мультимедийный проектор; • экран; • раздаточный материал. ХОД УРОКА 1 Организационный момент. Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ОГЭ. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. Мы продолжаем работать над этой темой. 2. Работа с эпиграфом: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова (слайд 1). Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку? 3. Актуализация полученных ранее знаний. 1. Постановка цели и задач урока. Учитель: Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Способы сжатия текста (упрощение) Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока. (Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.) Задачи: 1. Повторить приемы сжатия текста. 2. Научиться применять приемы сжатия текста на практике. 3. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу. Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме. (Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?) А что значит сжать текст? ((слайд 2). Рассуждение. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.) Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения? Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.) (слайд 3,4). Повторим приемы сжатия текста. Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны? - Выделяют основные способы сжатия (компрессии) текста: обобщение, исключение и упрощение. (Слайд № 7). Сжатие текста предполагает использование таких основных приёмов, как • исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; • обобщение единичных явлений и фактов; Над этими приёмами мы с вами работали. Практическое задание по вариантам . каждому из варианта предлагаются предложения, где ребята должны применить один из приёмов сжатия. (слайд 8). 1 вариант. Используем прием исключения. Предложение. Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. 19 слов. (Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.) – 16 слов. 2 Вариант. Используем приём обобщения. Предложение. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) (Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) (слайд 9,10). 4. Изучение нового материала упрощение синтаксических структур ещё один приём сжатия. Сегодня остановимся над этим видом сжатия. Упрощение (слайд 11.12,13). • слияние нескольких предложений в одно; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена СПП простым ; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением. Год проходит за годом. Писатель всё дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (Два последних предложения текста можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы «год … за годом», «дальше и дальше». В результате сжатия из одного простого и одного сложного может получиться одно сложное короткое предложение: Годы проходят, но не стареют книги писателя). Записывают (слайд14,15). 5. Физминутка (слайд 16,17,18) 6. Изучение нового материала (закрепление) Упражнения на упрощение. 1. Прочитайте текст. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника. Изложите содержание текста простым предложением. Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника. 6.Закрепление Практическая работа. Работа в парах. 1. Задание на столах. (Раздаточный материал). (слайд 20). 7.Рефлексия Сегодня на уроке мы ………??? Продолжите мою мысль!!! (слайд 21). 8. Домашнее задание 1. Выучить пройденный материал (слайд 22-23).

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (18.12.2020) | Автор: ЕФРЕМОВА ЕЛЕНА ИЛЬИНИЧНА E
Просмотров: 140 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Елена • 12:30, 18.12.2020
tongue
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024

Сайт управляется системой uCoz